Публикация полезного учебного пособия (1980 год)
В настоящем учебном пособии изложены методические рекомендации по физической и огневой подготовке личного состава подразделений специального назначения.
Пособие предназначено для командиров и инструкторов подразделений, а также специалистов физической и огневой подготовки. При его написании был использован опыт подразделения специального назначения воинской части ****.
Учебное пособие разработано генерал-лейтенантом СИДОРОВЫМ А. Г., полковником МИХАЛЕВЫМ А. И. и полковником МЕЛЬНИКОВЫМ А. С.
Введение
На органы и войска МВД СССР возложены большие, ответственные и сложные задачи по обеспечению общественного порядка в стране. При их выполнении личному составу органов и войск зачастую приходится действовать в обстановке реальной опасности, переносить значительные физические и психологические нагрузки. Это особенно характерно при задержании преступных групп и вооруженных бандитов, которые для достижения своих целей прибегают к коварным и вероломным ухищрениям, совершают внезапные, дерзкие преступления, не останавливаясь ни перед какими злодеяниями, вплоть до убийства.
Преступники, как правило, настойчиво пытаются захватить автотранспорт, любыми путями добыть огнестрельное и холодное оружие, деньги, документы. При обнаружении они оказывают упорное сопротивление, решаются на прорыв через войсковые наряды.
Хулиганские действия иногда проявляются «горе-болельщиками» в нетрезвом состоянии при проведении спортивных мероприятий. Учитывая то, что многие спортивные состязания транслируются по радио и телевидению, даже незначительные по масштабам происшествия, особенно при проведении Олимпиады-80, могут приобрести широкий отрицательный резонанс, нанести удар по государственному престижу СССР, скомпрометировать советский общественный порядок, подорвать веру в органы, стоящие на его страже.
Одной из наиболее сложных задач, которые могут быть поставлены перед сотрудниками УВД областей и МВД союзных республик, подразделениями внутренних войск, является задержание преступников, захвативших самолет. Хотя воздушный бандитизм в нашей стране явление редкое, его опасность не следует преуменьшать.
Материалы советских судебных органов показывают, что попытки угона самолетов являются, как правило, результатом умышленных действий группы лиц, вступивших в преступный сговор с целью бежать за границу. Выявилось два четких мотива такого побега: или стремление избежать заслуженного наказания за уже совершенное преступление, или попытка придать дополнительную остроту какой-нибудь из антисоветских кампаний на Западе.
Воздушный бандитизм представляет серьезную социальную опасность, таит угрозу жизни для многих граждан, в том числе для детей, женщин. Так, по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), основанным на сообщениях государств и газетных источниках, пиратство и диверсии на воздушном транспорте повлекли за собой немалые (по масштабам гражданской авиации) жертвы: от 5 убитых и 32 раненых в 1969 г. до 218 убитых и 215 раненых в 1976 г.
Борьба с воздушным бандитизмом — дело исключительно сложное, требующее активной целенаправленной подготовки специальных органов и служб. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из зарубежной практики. В частности, по сведениям, опубликованным швейцарской газетой «Нойес цюрих цайтунг», в США за 1969 г. только в 13 случаях из 86 полиции удалось одержать верх над вооруженными преступниками, захватившими самолеты с заложниками. Однако после того, как были созданы специальные полицейские группы, и стало больше внимания уделяться подготовке сотрудников к действиям в условиях, приближенных к возможным и имевшим место чрезвычайным ситуациям, ход борьбы с преступниками изменился в пользу полиции. Уже в 1972 году в 40 случаях из 62 она вышла победительницей в схватках с воздушными пиратами.
Аналогичная картина борьбы полицейских служб с вооруженными преступниками складывалась и в других странах. Так, 5 сентября 1972 г. на XX Олимпийских играх в Мюнхене (ФРГ) террористы из экстремистской организации «Черный сентябрь» совершили налет на здание, где размещалась спортивная делегация Израиля, захватили заложников и потребовали освобождения двухсот своих соотечественников из израильских тюрем. Операция по обезвреживанию преступников закончилась неудачно. Террористам удалось уничтожить заложников и нанести потери полицейским. Пострадали также и другие лица.
Впоследствии печать сообщила, что причиной провала операции послужили две ошибки — просчет полиции в период, предшествовавший Олимпийским играм, и психологическая неподготовленность ее рядовых сотрудников к действиям в подобной ситуации. Кстати сказать, в газетах ФРГ накануне XX Олимпиады сообщалось, что, готовясь к охране порядка на ней, специалисты и эксперты отработали около 60 вариантов возможных происшествий и действия полиции. Из них вариант под номером 21 был отклонен как явно не реальный. А он-то как раз и явился точным сценарием драмы 5 сентября.
Мюнхенские события явились толчком к созданию в ФРГ специального подразделения (ГСП-9) и всесторонней подготовке его личного состава. Тщательно отобранные полицейские настойчиво обучались сверхметкой стрельбе из различных положений в ограниченное время, умению вести рукопашную борьбу с превосходящими по численности преступниками, мастерски водить машины и т. п. Результат не замедлил сказаться. Подразделение ГСП-9 успешно провело, например, в Могадишо (Сомали, 1977 г.) операцию по обезвреживанию вооруженных террористов, захвативших самолет «Боинг-737» западногерманской авиакомпании с 82 пассажирами на борту и пятью членами экипажа. Захват преступников был осуществлен в салоне самолета в считанные секунды, причем никто из личного состава группы и пассажиров не пострадал.
Такой опыт представляет определенный интерес, так как случаи воздушного бандитизма, к сожалению, происходят и в нашей стране.
15 октября 1970 года отец и сын Бразинскасы открыли стрельбу в самолете Аэрофлота «АН-24», совершавшем рейс Батуми—Сухуми. Бандиты убили бортпроводницу Надежду Курченко, тяжело ранили командира экипажа Георгия Чахракия, штурмана Валерия Фадеева, бортмеханика Оганеса Бабаяна. Захваченный авиалайнер был угнан в Турцию.
В ноябре 1978 г. во время полета пассажирского самолета, следовавшего рейсом Краснодар—Баку, вооруженный преступник Э. Махаев предпринял попытку его захвата с целью угона за границу. Хотя силами обеспечения безопасности полетов Министерства гражданской авиации бандитская попытка была пресечена, и пассажиры не пострадали, этот случай также свидетельствует о необходимости постоянной готовности специальных подразделений к выполнению задач по обезвреживанию (ликвидации) воздушных пиратов.
В национальном уголовном законодательстве все большего числа стран появляются нормы, предусматривающие суровые, все более жесткие меры наказания. За подобные преступления диапазон решений, выносимых в этом отношении судами отдельных стран, довольно широк: от одного года и десяти месяцев до пожизненного заключения и смертной казни. Еще 12 декабря 1969 года Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства ввести в свое законодательство нормы, предусматривающие наказание лиц, незаконно захватывающих воздушные суда.
В соответствии с УК РСФСР (статья 2132) угон воздушного судна наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет, а с применением насилия или угроз либо при наличии аварии или иных тяжелых последствий — до 15 лет или смертной казнью. На основании советского уголовного законодательства были осуждены соответственно на 15 и 8 лет Шелудько и Загирняк, угнавшие в июле 1977 года под угрозой взрыва советский самолет «ТУ-134» в Хельсинки и затем возвращенные в СССР.
Практика показала, что исход любой операции по пресечению преступных действий, особенно ее завершающего этапа, более всего чреватого различными происшествиями, в полной мере зависит от умелых, смелых и решительных действий военнослужащих, непосредственно осуществляющих задержание (захват) преступников.
Естественно, что успешно справиться с задачами по непосредственному задержанию (ликвидации) особо опасных преступников могут лишь военнослужащие, обладающие высокими морально-политическими качествами, всесторонне физически развитые, в совершенстве владеющие оружием и специальными средствами, приемами ведения рукопашной борьбы с численно превосходящими правонарушителями, имеющие такую психологическую устойчивость, которая позволила бы уверенно и хладнокровно применять освоенные приемы и действия в сложной, быстро меняющейся обстановке.
Особенно важно целенаправленно вырабатывать непоколебимую психологическую устойчивость у военнослужащих, входящих в состав подразделений специального назначения (групп захвата), которые вступают в единоборство с вооруженными, способными на все преступниками. Личный состав должен обладать бесстрашием и стойкостью, активностью, храбростью и смекалкой, уметь мастерски использовать возможности своего оружия и специальных средств, весь арсенал приемов самбо, каратэ, рукопашного боя.
Следует подчеркнуть, что речь идет не о воспитании спортивного азарта, задора, не о возбуждении так называемой спортивной злости, а о формировании у воина таких морально-политических и психологических качеств, которые бы побуждали его сознательно идти на подвиг, не считаясь с опасностью для жизни, выполнять поставленные задачи, преодолевая страх, нерешительность.
Известно, что морально-политическая и психологическая подготовка личного состава не является самостоятельным предметом. Она осуществляется в ходе боевой и политической учебы, прививается всем укладом воинской службы и жизни. Это необходимо постоянно учитывать и создавать на всех занятиях усложненную обстановку, вносить в нее элементы реального риска, создавать напряженные ситуации. В то же время следует строго соблюдать установленные меры безопасности, делать все необходимое для профилактики несчастных случаев, различных происшествий и травматизма, предупреждения поломок боевой (специальной техники) и оружия.
Накоплен некоторый опыт подготовки нештатных специальных подразделений (групп). Входящий в него личный состав обучался не только приемам нападения и самозащиты, определенными Наставлением по физической подготовке, но и ударам из системы каратэ, броскам и болевым приемам из борьбы самбо, специальным приемам и действиям с ножом, автоматом, саперной лопатой и резиновой палкой, а также скоростной стрельбе из автомата, пистолета, снайперской винтовки. Все это отрабатывалось в сочетании с упражнениями, развивающими силу, ловкость, выносливость, пространственную ориентировку, смелость, отвагу, мужество. При подготовке использовались световые, музыкальные и шумовые эффекты, стрельба холостыми патронами, что способствовало выработке у военнослужащих невосприимчивости к отвлекающим воздействиям различных внешних раздражителей, а также комплекс многих других приемов и методов обучения.
Ныне, когда в войсках и органах полным ходом идет работа по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по подготовке и проведению Олимпийских игр 1980 г. в Москве», роль подразделений (групп) специального назначения во многом возрастает. Именно им, если это потребуется, придется выполнять самые ответственные, сложные и опасные задачи из тех, что поставлены перед органами и войсками на время проведения Олимпиады-80.
Опыт организации охраны общественного порядка в период проведения XX и XXI Олимпийских игр свидетельствует о том, что личный состав формирований специального назначения должен быть готовым к любым неожиданностям. Об этом особенно важно помнить теперь, когда в капиталистических странах растут бандитизм и терроризм, о масштабах которых свидетельствуют многочисленные факты захвата преступниками самолетов, государственных зданий и учреждений, дипломатических представительств, шантаж, похищения и убийства политических и общественных деятелей.
В такой обстановке не исключены попытки проникновения в нашу страну враждебных лиц с целью срыва спортивных и иных Олимпийских мероприятий, подрыва авторитета страны-организатора.
Кроме того, подразделения (группы) специального назначения в составе сводных отрядов и войсковых оперативных резервов могут использоваться для задержания (ликвидации) особо опасных государственных, вооруженных преступников и дезертиров, захвата и изъятия зачинщиков групповых неповиновений и массовых беспорядков в ИТК и групповых нарушений общественного порядка в населенных пунктах. Все это возлагает на командиров и политработников ответственные задачи по обучению военнослужащих умелым действиям в критических ситуациях, выработке у них острой наблюдательности, мгновенной реакции, самообладания, воспитанию личного состава в духе высокой боевой готовности, строгой социалистической законности, бдительности и инициативы при выполнении поставленных задач.
© ВЫСШЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР, Ленинград, 1980.
Задачи обучения и методические указания
Подготовить отлично физически развитых, координированных, обладающих высокой степенью психической устойчивости, смелых, решительных, уверенных в своих силах и инициативных военнослужащих (здесь и далее под военнослужащими следует понимать также слушателей учебных заведений, сотрудников органов внутренних дел МВД СССР), способных успешно действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасными и критическими ситуациями обстановке при задержании и обезвреживании вооруженных преступников — такова главная задача физической подготовки.
Занятия по физической подготовке с личным составом подразделений специального назначения проводятся прошедшими сборы инструкторами на табельной и специально оборудованной учебно-материальной базе (приложение 1, приложение 2).
Основное содержание программы составляют упражнения, приемы и действия, отрабатываемые со всем личным составом. При этом, исходя из предназначения данных подразделений, главное внимание в обучении обращается на то, чтобы на базе разносторонней физической подготовленности воинов научить их мастерски владеть приемами рукопашного боя.
Важное значение имеет воспитание у воинов психологической устойчивости, способности противостоять опасности, успешно действовать при захвате вооруженных преступников, проявляя при этом самообладание и выдержку, смелость и решительность, мужество и отвагу. С этой целью следует вносить в процесс обучения элементы напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственные реальной боевой обстановке, многократно тренировать личный состав в выполнении изученных приемов и действий. Это достигается:
выполнением акробатических упражнений и упражнений на батуте, сложных соскоков со снарядов, упражнений на высоте и ограниченной опоре, на металлической прямоугольной конструкции и разновысокой балке, прыжков в глубину с высоты 4–5 метров, а также прыжков в воду; преодолением различных сложных препятствий в условиях непосредственной физической опасности, участков разрушений и заграждений, коллекторов, высоких горизонтальных тросов; препятствий, охваченных огнем или наполненных водой; обучением штурму здания и действиям на его верхних этажах и на крыше; отработкой приемов рукопашного боя на боевом оружии, проведением учебных схваток с одним и несколькими партнерами, в сложной и быстро меняющейся обстановке, после большого физического и нервного напряжения, на ограниченном пространстве (в подземных коммуникациях, узких проходах, на лестницах, в кузове автомобиля и т. д.); выполнением приемов и действий, требующих взаимопомощи и взаимовыручки; применением средств имитации, световых и звуковых раздражителей (взрывпакетов, дымовых шашек, холостых выстрелов, огневых преград и очагов пожара, вспышек света, трансляции звукозаписи боя, музыки и т. д.); тренировкой в переползании под прикрытием огня стрелкового оружия; совершением кроссов и марш-бросков на сложной местности, длительных лыжных переходов в неблагоприятных метеорологических условиях; регулярным участием в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Внедрение в учебную обстановку различного рода трудностей и опасных ситуаций должно осуществляться на определенном тактическом фоне применительно к конкретным условиям, которые могут возникнуть при захвате вооруженных преступников и наращиваться постепенно по мере приобретения военнослужащими опыта и эмоционально-волевых навыков в подавлении страха.
При обучении следует строго придерживаться установленной методической последовательности отработки учебного материала.
К выполнению упражнений, приемов и действий, требующих высокой координации движений и связанных с риском и опасностью, необходимо приступать только после твердого овладения приемами страховки и самостраховки, а также соответствующими подготовительными и подводящими упражнениями. При этом особое внимание должно уделяться подготовке организма обучаемых, разогреванию мышц и связок к выполнению интенсивной работы в основной части занятия. Нагрузки на занятиях и тренировках следует повышать постепенно с учетом уровня физического развития обучаемых. Запрещается форсировать физическую подготовку вновь прибывших в подразделение молодых солдат. За каждым из них рекомендуется закрепить одного из отлично подготовленных военнослужащих, прошедших полный курс обучения.
Активное внедрение в практику обучения элементов опасности и риска предполагает четкую организацию занятий, и точное соблюдение всеми военнослужащими установленных правил и мер безопасности (НФП-78, ст.ст. 12, 77, 93, 116, 140, 203, 213).
Вместе с тем, строгое соблюдение мер безопасности на занятиях должно быть направлено не на отказ от опасных и рискованных ситуаций, а на предупреждение и исключение несчастных случаев и происшествий, связанных с увечьем и гибелью людей.
Упражнения, приемы и действия, освоенные на учебных занятиях, необходимо совершенствовать на утренней физической зарядке, при попутной физической тренировке, в часы массовой спортивной работы.
В ходе всех занятий военнослужащие готовятся к сдаче нормативов Военно-спортивного комплекса (комплекса ГТО).
Для повышения уровня физической подготовленности, совершенствования прикладных навыков, специальных и психических качеств личный состав подразделений необходимо систематически привлекать к участию в состязаниях по упражнениям учебной программы и военно-прикладным видам спорта. Каждый военнослужащий должен быть значкистом «Воин-спортсмен» I степени (иметь золотой значок ГТО).
Литература Наставление по физической подготовке СА и ВМФ (НФП-78 г.). Сборник нормативных требований по физической подготовке и спорту, изд. МО СССР, 1974. Пособие по приемам нападения и самозащиты, изд. ГУВВ МВД СССР, 1975. Пособие «Кроссы и марш-броски», изд. МО СССР, 1975. Учебно-методическое пособие «Боевые приемы самбо», изд. УУЗ МВД СССР, 1970. Учебно-методическое пособие по физической подготовке, изд. МВД СССР, 1973.
Рукопашный бой
Задачи, возлагаемые на личный состав подразделений специального назначения по изъятию и обезвреживанию вооруженных преступников, требуют от них отличного владения приемами ведения рукопашной борьбы, высокой степени развития физических и психологических качеств.
С личным составом при отработке данного раздела физической подготовки изучаются:
приемы рукопашного боя, изложенные в НФП-78; удары и блоки из системы каратэ; броски, болевые приемы и удержания из борьбы самбо; специальные приемы и действия со штатным оружием. Совершенствование изученных приемов должно проводиться в сочетании с разнообразными акробатическими упражнениями, позволяющими воспитывать у воинов смелость и решительность, вырабатывать быстроту реакции, координацию и устойчивость движений, пространственную ориентировку.
С целью формирования у обучаемых надежности психики, ее помехоустойчивости, целесообразно периодически подготовительную часть занятия, а также тренировку изучаемых приемов проводить в затемненном зале с включением импульсных вспышек разноцветных ламп и трансляцией музыки.
Кроме того, рекомендуется практиковать выполнение обучаемыми ударов, уколов, бросков с одновременными возгласами. Произносимые на выдохе, они способствуют увеличению силы удара, в боевой обстановке оказывают деморализующее воздействие на противника, а на учебных занятиях дисциплинируют военнослужащих, создают у них положительный эмоциональный настрой.
План прохождения программы по физподготовке (зима)
ПРИМЕЧАНИЕ
Продолжительность каждого учебного занятия по гимнастике, преодолению препятствий и ускоренному передвижению – 1 час (50 минут); по рукопашному бою, лыжной подготовке – 2 часа (100 минут).
План прохождения программы по физподготовке (лето) ПРИМЕЧАНИЕ
Продолжительность каждого учебного занятия по гимнастике, плаванию, преодолению препятствий и ускоренному передвижению – 1 час (50 минут); по рукопашному бою – 2 часа (100 минут).
В целях совершенствования изученных на учебных занятиях бросков, удержаний, болевых приемов, а также получения практики ведения единоборств с различными соперниками, все военнослужащие подразделений должны регулярно тренироваться в спортивных секциях и участвовать в соревнованиях по одному из видов борьбы: самбо, дзю-до или каратэ.
В связи с тем, что техника выполнения ряда приемов рукопашного боя описана в указанной литературе, в данной главе изложены:
поурочный план по рукопашному бою, определяющий изучаемый программный материал, и методические указания по его отработке; описание техники выполнения тех приемов и действий, которые не даются в вышеназванной литературе. Основной формой обучения приемам рукопашного боя являются учебно-тренировочные занятия. Продолжительность каждого урока — 2 часа. Он проводится в специально оборудованном зале (помещении) (см. приложение 1), а в летнее время, кроме того, в городке рукопашного боя. Совершенствование приемов осуществляется также на огненно-штурмовой полосе (приложение 2), в здании, подземном коллекторе и других местах возможных действий личного состава данных подразделений.
Занятия по рукопашному бою строятся по следующему плану:
Подготовительная часть 20–25 мин. Задачи Содержание Организация занимающихся. Построение, проверка, краткое объяснение содержания занятия. Общее укрепление организма, подготовка к более напряженной работе в основной части занятия, развитие специальных и психологических качеств. Ходьба и бег различными способами.
Общеразвивающие, акробатические и специальные упражнения. Упражнения вдвоем и в самостраховке.
Основная часть 70–75 мин. Задачи Содержание Овладение приемами рукопашного боя и их совершенствование.
Развитие физических, специальных и психических качеств.
Воспитание способности применять усвоенные приемы и действия в сложных условиях, опасных и критических ситуациях. Обучение приемам рукопашного боя, специальным приемам и действиям в сочетании с акробатическими упражнениями.
Проведение комплексной тренировки, учебных схваток.
Заключительная часть 3–5 мин. Задачи Содержание Приведение организма в относительно спокойное состояние. Ходьба и медленный бег, упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.
Приведение в порядок мест занятий и инвентаря.
Проведение подготовительной части
Техника выполнения некоторых специальных упражнений Парные упражнения Упражнение в глубоком дыхании и на расслабление мышц
В начале подготовительной части выполняются упражнения в движении:
ходьба обычная, ускоренная, с выпадами и поворотами корпуса, на носках, пятках и т. д.; бег скачками, с высоким подниманием колен, с поворотами на 180 и 360 градусов, с внезапным изменением направления движения, с ускорениями, нанесением на ходу ударов руками и ногами по силуэтам, макетам, подвесным мешкам; бег по виражу; кувырки вперед, назад, полет-кувырок и другие несложные акробатические упражнения. Упражнения в движении выполняются в колонне по одному или по два на увеличенных интервалах и дистанциях.
После этого в течение 15–20 минут проводятся общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения вдвоем и в самостраховке. В связи с тем, что подготовительная часть занятия по рукопашному бою с личным составом подразделений специального назначения имеет некоторые специфические особенности, связанные с необходимостью выполнения большого количества упражнений на гибкость, укрепляющих мышцы и связки, имитирующих удары, ниже будет дано описание техники выполнения некоторых из этих упражнении и методика их отработки, а в поурочном плане, кроме того, содержание проведения нескольких вариантов подготовительной части.
Указанные упражнения рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
прыжки на месте с имитацией ударов руками и ногами; общеразвивающие и специальные упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, спины, живота и ног; парные упражнения; упражнения в самостраховке. Подготовительная часть занятия должна проводиться на высоком эмоциональном уровне, в оптимальном, с учетом физической подготовленности обучаемых, темпе. Для восстановления дыхания и расслабления мышц периодически выполняются специальные дыхательные упражнения.
Рекомендуется также на отдельных занятиях подготовительную часть проводить с затемнением зала и включением мигающих вспышек света с музыкальным сопровождением и имитацией звуков боя.
Техника выполнения некоторых специальных упражнений
Эти упражнения предназначены для укрепления мышц и связок тела, увеличения их эластичности, развития подвижности в суставах. Упражнения в подскоках на двух ногах с имитацией ударов руками и ногами
исходное положение (И. П.) — стойка — ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак, ладонями вверх. Выполнить подскоки на месте на двух ногах. из прежнего И. П. выполнить подскоки на 2-х ногах: вправо—влево, затем вперед—назад. подскоки на месте на двух ногах с имитацией попеременных прямых ударов руками. подскоки на месте на двух ногах с имитацией попеременных ударов ногами вперед, затем — в стороны. Каждое упражнение выполнить 8–12 раз.
Упражнения для мышц шеи
Выполняются из обычной стойки, ноги на ширине плеч:
наклонить голову вперед, затем — как можно дальше назад, вернуть в исходное положение; повернуть голову как можно дальше налево, затем – направо; вращательные движения головой в левую и правую стороны. Упражнения повторить 8–10 раз.
Упражнения для суставов пальцев рук
соединить концы пальцев обеих рук, ладони развести. Сдавить концы пальцев друг о друга, не соединяя ладоней (рис. слева); сгибание и разгибание рук лежа в упоре на кулаках и пальцах (рис. справа). Выполнить 8–10 раз Стойки на кистях, хождение на руках в стойке с помощью партнера являются также хорошими упражнениями для тренировки пальцев рук.
Упражнения для укрепления мышц и связок кистей, локтей и мышц брюшного пресса И. П. — стоя на коленях на ковре, наносить частые попеременные прямые удары кулаками в пол. И. П. — сидя на ковре, развести ноги. Наносить частые попеременные удары ребрами ладоней в пол. И. П. — основная стойка. Напрячь живот, наносить одновременные удары ребрами ладоней по своему брюшному прессу. И. П. — лежа на спине, вытянуть согнутые в локтях руки вдоль тела. Наносить частые попеременные удары локтями в пол. Все упражнения выполнять из трех серий по 15–20 ударов в каждой, серии заканчивать одновременными ударами обеих рук, сопровождая их возгласами (после первой серии — один такой удар с возгласом, после второй серии — два и т. д.).
Упражнения для развития гибкости спины и бедер
сесть, развести ноги в стороны, по возможности, не сгибая их. Чтобы не растянуть связки, отрабатывать упражнение, постепенно увеличивая угол между ногами до 180 градусов. Наклониться вперед к правой ноге и захватить правую лодыжку обеими руками. Лбом коснуться колена, вернуться в исходное положение, затем выполнить тоже к левой ноге (ниж. рис. А). Упражнение выполнить 6–8 раз;
из того же исходного положения захватить руками голени и, удерживая их, наклониться вперед, стараясь коснуться лбом пола (верх. рис. Б). Упражнение выполнить 6–8 раз; сесть и развести бедра в стороны, подошвы ступней соединить вместе. Сделать наклон вперед, стремясь коснуться лбом ступней (ниж. рис. А). В последующем это упражнение можно выполнять с партнером, который, стоя сзади, нажимает руками на плечи и становится на колени занимающемуся (ниж. рис. Б). Выполнить 6–8 раз самостоятельно и с помощью партнера;
ноги развести широко в стороны, руки сцепить за головой. Выполнить наклоны вперед и назад. В процессе выполнения упражнения постепенно сближать ноги до полного их сведения вместе, затем вновь разводить (рис. внизу). Выполнить 4–6 раз до полного сведения и разведения ног;
из обычной стойки, удерживая ноги прямо, наклониться вперед и дотронуться ладонями до пола перед ступнями (ниж. рис. А). Выпрямиться и, повернув кисти пальцами назад, дотронуться ладонями до пола сзади ступней (рис. Б). Вернуться в первоначальное положение и повторить упражнение 6–8 раз.
Упражнение для коленей Из глубокого полуприседа, кисти рук на коленях, сделать круговое движение коленями в одну, а затем в другую сторону.
Выполнить 8–10 раз в каждую сторону.
Упражнение для ахиллесова сухожилия Присесть на носках ног, пятки поднять. Выпрямляя ноги, отклониться назад, носки ног вверх (рис. внизу). Выполнить 8–10 раз.
Упражнение для голеностопных суставов
Из упора присев на левой ноге, правая в сторону, перенести вес тела на согнутую ногу, ступни обеих ног плотно стоят на полу (ниж. рис. А). Затем опереться о пол только внутренней частью ступни (рис. Б). Выпрямленная нога должна быть как можно ближе к полу. Повернуться на пятке и поднять пальцы этой ступни вверх (рис. В). Чтобы колено не сгибалось, удерживать его рукой. Это же упражнение проделать другой ногой.
Выполнить 4–6 раз в обе стороны.
Парные упражнения
Ходьба (1), бег (2) и приседания (3) с партнером, попеременное сгибание рук (4), перетягивание друг друга за шею (5), поочередное поднимание партнера к себе на спину (6), кувырок назад через спину партнера (7), переворот через стойку с опорой плечами на руки лежащего на спине партнера (8), удары по животу партнера для укрепления мышц брюшного пресса (9).
Выполнить указанные упражнения поочередно каждым военнослужащим: номера 3, 4, 6, 9 — 10–12 раз; номера 7, 8 — 4–6 раз.
Упражнение в глубоком дыхании и на расслабление мышц
Медленно и спокойно сделать глубокий вдох с одновременным подниманием кистей рук ладонями вверх к груди (рис. А). Сделать энергичный полный выдох, напрячь живот и, опуская руки вниз, вытолкнуть остатки воздуха из легких (рис. Б). Выполнить 8–10 раз.
Приложение 2: Огненно-штурмовая полоса
Общая длина — 250 метров.
Завал длиной 11 м и шириной 4,5 м. Расстояние между кольями — 1 м. Высота кольев: а 0,4 м б 1 м в крайних — 0,8 м, средних — 0,4 м г крайних — 1,2 м, средних — 0,8 м д крайних — 0,4 м, средних — 0,6 м е крайних — 0,8 м, средних — 1,2 м ж 0,4 м з 1 м и крайних — 0,8 м, средних — 0,6 м
Первые четыре группы кольев оплетаются проволокой вдоль, поперек и по диагонали, а остальные — соединяются металлическими трубами толщиной 80 мм.
Забор высотой 3 м, толщиной 20–25 см. Разрушенное двухэтажное здание с вертикальными лестницами и натянутыми на высоте 4 и 6 м тросами длиной 15 м. Высота здания — 6 м, ширина — 8 м, длина — 6 м. Лестничная площадка с двухметровым разрывом и оконным проемом. Общая длина конструкции — 8 м, ширина — 4 м, высота нижнего обреза оконного проема над землей — 2,5 м. Разрушенный мост с качающимися балками. Общая длина — 10 м, ширина — 4 м. Количество балок — 14–16 шт., высота их над землей — 40 см.
Арочная конструкция и две зигзагообразные кирпичные стенки. Высота арочной конструкции — 1,7–1,5 м, ширина — 2,5 м, длина — 5 м. Высота кирпичных стенок — 1,8 м, ширина коридора между ними — 1,2 м, длина — 5 м. Подземный коллектор длиной 20 м с 2–3 проходами сечением 1,2 x 1,2 м. В начале и конце коллектора оборудуются траншеи глубиной 1,5 м, шириной 1 м и длиной: в начале коллектора — 6 м, в конце — 9,5 м. Выход из коллектора накрывается металлической сеткой. Участок для тренировки в сближении с противником под прикрытием огня группы обеспечения. Длина участка — 25 м, ширина — 9,5 м. Количество коридоров — 6, шириной по 1,5 м. Высота сетки над землей — 50 см. В конце участка оборудуется траншея глубиной 1,5 м, шириной 1 м и длиной 9,5 м. В 5 метрах от переднего края сетки устанавливаются два кронштейна для жесткого крепления автоматов, которые укрепляются так, чтобы превышение траекторий пуль над сеткой было 50–70 см. Участок для гранатометания. Длина — 50 м. Оборудуется в соответствии с условиями 1 упражнения метания ручных гранат Курса стрельб КС СО и БМП-76.
|