Меню сайта
Категории каталога
Разведка [11]
Тактика-Город [10]
Тактика-Лес [22]
Огневая подготовка [7]
Рекомендовано к прочтению [0]
Материальная часть [0]
Экипировка [0]
Истории из реальной жизни [0]
Физическая и психофизическая п-ки [15]
Мед. подготовка [9]
Альпинизм и горная подготовки [16]
Выживание [14]
Топография и ориентирование [10]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 568
Главная » Статьи » Огневая подготовка

ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИ (Ч.3)

III. Психологическая устойчивость и саморегуляция сотрудников спецподразделений

Психические процессы, их роль и значение в обучении

Различные люди в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному. Это обусловлено, с одной стороны, психологическими особенностями каждого из нас, с другой — личным отношением к возникшей ситуации.

Так же различно проявляет себя конкретный человек в различных обстоятельствах. Таким образом, особенности ситуации, равно как и род деятельности, самым существенным образом влияют на поведение людей.

Достижение успеха в сложной деятельности требует от человека определенных способностей и обученности. Необходимой предпосылкой распознания способностей и построения обучения данного человека является знание закономерностей психических процессов, свойственных всем людям, и их индивидуально - неповторимого сочетания, определяющего личность.

К психическим процессам, непосредственно участвующим в выполнении прицельного выстрела, относятся: ощущения и восприятия, внимание, память, мышление, эмоции, воля.

Ощущения и их отражения в сознании — восприятия дают информацию о позе изготовки, хватке, устойчивости стояния, тонусе мышечно-связочного аппарата. Главенствующим является зрительное ощущение. Под его контролем и организующим воздействием проходит все выполнение прицельного выстрела.

Минимальная сила раздражения, способная вызвать ощущения, может в значительной степени меняться. Чувствительность психологических воздействий обостряют: чувство ответственности, возрастание интереса к деятельности, приподнятость настроения, получение новых знаний о предмете и прочее.

Внимание. На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из окружающей среды, так и из внутренних сфер организма. Для того чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данное время, в данных обстоятельствах, ограничить доступ в сознание всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание. Таким образом, внимание — это направленность сознания человека на избранные предметы или явления.

Средним считается одновременное восприятие четырех — шести объектов при условии, что внимание фиксируется на одном-двух, а по остальным только скользит.

Те или иные раздражители могут привлекать к себе внимание человека и длительно поддерживать его, не требуя усилий. Это непроизвольное внимание. Чаще возникает необходимость сознательного сосредоточения на нужном объекте (предмете, явлении, действии, состоянии), тогда как внимание только скользит по поверхности, не задерживаясь на нем, что вынуждает направлять и удерживать его напряжением волевых усилий. Это произвольное внимание. Нередко, сосредоточенное на объекте напряжением усилий, оно дальше сохраняется самостоятельно.

Таким образом, внимание может быть привлечено либо за счет «притягательных» свойств объекта, либо путем напряжения усилий. Оно бывает направлено как на внешние объекты, так и на внутренние ощущения, переживания, состояния. Различные виды деятельности требуют различной направленности внимания.

Интенсивность и устойчивость внимания создают чрезвычайную нагрузку на психику. Произвольное сохранение интенсивного внимания требует больших энергетических затрат. При прогрессирующей усталости не всегда можно усилием воли добиться повышения интенсивности внимания.

Память — это запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Различают память двигательную, относящуюся к движениям, поведению; наглядную, возникающую в результате раздражения органов чувств:

зрения, слуха, обоняния, вкусовых и температурных рецептов; эмоциональную - переживания, их сила, окраска.

Люди различаются по качеству памяти: быстроте запоминания, длительности сохранения в памяти, объему запечатленного материала, точности запечатления. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.

Сильное влияние на легкость и прочность запоминания оказывают исключительность события и эмоциональное состояние человека, связанное с данным явлением. События, имеющие для человека исключительно важное значение, вызывающие перенапряжения, непереносимые для центральной нервной системы, могут вытесняться из памяти последующим защитным подавлением.

Эмоции. Эмоциональные переживания тормозят навыки, вызывая дезорганизацию мышления, рассогласованность действий. Однако время идет, стрелять все же надо. Но какая может быть стрельба, если дрожит рука, прыгает мушка, не слушается палец. Следует выстрел за выстрелом — один хуже другого. Все более отчетливо осознается неизбежность глубокого провала.

Это вызывает горечь и возмущение, стыд и гнев. Возникшие переживания, сплетаясь в один узел злости, ведут к перестройке психического состояния стрелка. Он ощущает теперь сильную и устойчивую руку. Видит жестко неподвижную мушку в прорези прицела, чувствует послушный до тончайших ощущений спуск. Испытывает прилив уверенности и решительности.

С предельной мобилизацией смело и собранно ведет он огонь. Следует выстрел за выстрелом на предельно высоком уровне, который даже в удачных тренировочных стрельбах получается далеко не всегда.

Эмоциональное возбуждение большой силы нарушает нормальное течение психических процессов, вызывает сужение сознания, неуправляемость внимания, дезорганизацию двигательных функций, торможение навыков. Особенно пагубно это отражается на видах деятельности, связанных с координацией и автоматизацией действий, к которым относится стрельба.

Эмоциональное возбуждение вызывает прилив сил, энергии, обостряет чувство реакции. Энергия требует выхода. Двигательная активность сдерживается волей стрелка до получения сигнала на открытия огня. Сигнал! И эмоциональная напряженность получает разрядку в этой деятельности.

Команда «Огонь», разрешающая начать стрельбу, не приводит к разрядке напряженности. Выполнение прицельного выстрела связано не с активизацией, а, наоборот, с подавлением мышечной активности, что приводит к активизации вегетативных процессов. Стрелку становится не легче, а труднее сдерживать себя.

Состояние психофизиологической напряженности — стресс — вызывается не только обстоятельствами, представляющими непосредственную опасность жизни и здоровью человека.

Реакция стресса возникает как в положительных ситуациях, так и под влиянием неблагоприятных факторов.

Существует ряд попыток объяснить психологическую структуру эмоций и на этой основе вскрыть пути управления эмоциональным состоянием. Эмоциональное возбуждение возникает в связи с недостатком информации о раздражителе, который вызвал эту реакцию.

На информационной теории эмоций основываются некоторые педагогические приемы работы. Например, целесообразно познакомить стрелков с теорией происхождения и развития эмоций, их биологической целесообразностью в условиях далекого прошлого и несоответствием условиям современной жизни. Это позволит стрелку иначе взглянуть на механизм охватывающего его волнения и облегчит борьбу за сохранение благоприятного состояния.

С молодыми сотрудниками следует побеседовать о задачах, которые ставятся перед ними. Сказать им, что при выполнении стрельб они должны показать то, что умеют. Никаких сверхвысоких результатов от них не ожидают, да они к ним и не готовы. Оценка их работы будет даваться исключительно по старательному и мужественному отношению к своей работе. Все это укрепляет их стойкость, выдержку при тех или иных изменениях или усложнении обстановки стрельбы. Однако в ряде случаев избыток информации сам может явиться стрессом большой силы.

Эмоциональное возбуждение, испытываемое стрелком, не всегда мешает ему. Многие сотрудники обладают способностью направлять энергию эмоций на пользу, а не во вред своей работе. В зависимости от ситуации, психологических особенностей личности, опыта, умения владеть приемами психорегуляции удается изменить структуру эмоциональных переживаний, перевести их в русло, благоприятствующее ведению стрельбы.

Эмоциональные переживания человека имеют чрезвычайно большое количество оттенков: наслаждение, жизнерадостность, решительность, смелость, мужество, надежда, тщеславие, гордость, чувство превосходства. Они побуждают к более энергичной и успешной работе. Но могут привести и к переоценке своих способностей и возможностей, самоуспокоению и «почиванию на лаврах», снижению интереса, упадку работоспособности, небрежности.

Другая группа эмоций: неуверенность, смущение, робость, тревога, страх, нетерпение, сомнение, отчаяние, негодование, злоба, досада, оскорбленность, недовольство собой, смирение, униженность, терпение. В основе их лежит неудовольствие, выражающее отрицательное отношение человека к объекту.

Неудовольствие вызывает стремление избежать, уклониться от объекта либо преодолеть его. Отрицательные эмоции могут носить как стенический, так и астенический характер, вызывая прилив энергии на борьбу с препятствием либо слабость и непротивление.

Человек не адаптируется к эмоциональной напряженности. Наоборот, раз пережитая, она вызывает предрасположенность к этому состоянию. Внутреннее состояние очень большой активности внешне может и не выражаться — подавляться. Важным показателем подготовленности стрелка является эмоциональная устойчивость — способность в экстремальных условиях сохранять состояние стресса в допустимых пределах, быстро возвращаться в границы оптимального уровня.

Эмоциональная устойчивость основывается в значительной степени на врожденных качествах. В то же время правильное воспитание способно влиять на свойства характера. Основными направлениями такого воспитания являются: закалка нервной системы; предотвращение психологических нагрузок, выходящих за допустимые пределы, могущих травмировать психику;

усиление мотивов достижения успеха, препятствующее отрицательному воздействию стресса.

Люди различаются между собой по способности переносить большую или меньшую напряженность без ущерба для своей деятельности.

Воля. В сложном, постоянно меняющемся мире восприятии, побуждений, переживаний человек вынужден определенным образом регулировать, организовывать свою деятельность, управлять своим поведением.

Все действия и поступки человека можно подразделить на непроизвольные, выполняемые без волевых усилий, и произвольные. Необходимость проявления воли возникает тогда, когда появилась какая-то цель, достижение которой сопряжено с преодолением определенных трудностей.

Многие процессы, движения, действия выполняются человеком заученно, автоматизирование или побуждаются различными потребностями организма.

Под определением «воля» понимается способность человека сознательно регулировать свои действия, активно направлять их на достижение поставленной цели, преодолевая стоящие на пути к ней трудности и препятствия.

Воля человека проявляется в совокупности волевых черт. К ним относятся:

— целеустремленность — способность подчинить свою деятельность, поведение достижению поставленной цели;

— настойчивость — способность длительно, не снижая энергии, бороться за достижение цели. Возрастание трудностей, равно как и приближение цели, не снижает, а, наоборот, стимулирует, повышает усилия. В необходимом случае возможно прекращение усилий, выжидание с тем, чтобы вновь при благоприятной обстановке мобилизовать свои усилия, направив их на решение задачи;

— самообладание — сохранение ясности сознания в критических ситуациях. Способность управлять своим состоянием, сдерживать себя, подавлять импульсивные проявления, не поддаваться растерянности и чувству страха;

— решительность — способность в ситуации определенного риска оценить обстановку и своевременно принять обоснованное решение. Выполнять его без излишних колебаний и сомнений. Без торопливости и стремления покончить поскорее с делом зачастую в ущерб качеству;

— смелость — готовность к борьбе в условиях истинной или кажущейся опасности.

Волевые черты развиваются самими условиями жизни и в той или иной степени присущи всем людям. Однако конкретная деятельность, предъявляя свои требования, оказывает влияние на формирование волевых качеств.

Различают волю общую и волю специальную. Специальная воля — это дальнейшее специализированное развитие общей воли.

Воля человека не может рассматриваться как сумма отдельно взятых волевых черт. Она представляет собой сложный сплав волевых качеств.

Волевые качества развиваются только в процессе преодоления трудностей. Трудность, с которой сталкивается человек, сама по себе не воспитывает волю. Но, оказавшись перед необходимостью ее преодоления, мобилизуя на это все свои усилия, человек тем самым развивает проявляемые качества. Преодоленная трудность укрепляет готовность стрелка к новым напряжениям, воодушевляет его на новые усилия, вооружает уверенностью в своих способностях и возможностях. Чем выше трудность, которую человек сумел преодолеть, тем выше ее воспитательное значение. Трудность, оказавшаяся слишком большой и потому оставшаяся не преодоленной, не только не усиливает, но расслабляет волю человека.

Характер преодолеваемой трудности оказывает свое развивающее влияние на те физические или психические стороны подготовки, на которые ложится акцент нагрузки.
 

Личность

Личность — это конкретный человек со свойственными ему индивидуально неповторимыми физическими и психическими особенностями. Сочетание наиболее устойчивых существенных свойств личности, отражающих врожденные и приобретенные качества, определяют характер человека. Характер формируется на всем протяжении жизни и решающим образом влияет на поведение человека в конкретных жизненных обстоятельствах.

В основе формирования характера лежит темперамент — врожденные жестко запрограммированные функциональные системы организма. Темперамент проявляется в силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов — возбуждении, торможении и их соотношении.

Сила нервной системы выражается в выносливости по отношению к напряжениям, идущим как со стороны возбуждения, так и торможения. Она же, эта сила, сказывается в способности человека выдерживать большие нагрузки без ущерба для его деятельности, в умении проявлять высокую работоспособность, быструю «врабатываемость», а также — «в постоянной готовности» сдерживать свои чувства, сохранять самообладание в условиях напряженных ситуаций, устойчивость к утомлению, уверенность в своих силах.

Уравновешенность нервной системы — спокойное поведение в обстановке волнующего, тревожного ожидания, отсутствие импульсивных реакций, устойчивость эмоциональных ситуаций.

Подвижность — быстрота переключения с одной деятельности на другую. Быстрая смена настроений. Активность двигательных реакций и общего темпа жизни.

Положительными сторонами характера являются: твердость характера, проявляющаяся в независимости мыслей, критической оценке себя и окружающих, стремлении к поставленной цели, владении своими чувствами, подавлении неадекватных эмоциональных проявлений, сохранении самообладания в условиях напряженных ситуаций; смелость, незаторможенность в общении с людьми, в том числе и незнакомыми.

К отрицательным чертам характера относятся: непостоянство в интересах, взглядах, решениях; уклонение от принятия решения; неспособность выносить фрустрацию (внешние препятствия); импульсивность действий;

склонность к невротизму; ярко выраженная ориентация на мнение других; чувствительность к мнению окружающих; потребность в поддержке и одобрении.

Свойства характера — одна из важных личностных особенностей. Они могут оцениваться только посредством реакций и поступков, наблюдаемых в определенных ситуациях, в условиях высокой ответственности и заинтересованности.

При изучении особенностей той или иной деятельности нетрудно установить, какие личностные качества имеют для нее важное значение, оказывают положительное или отрицательное влияние. Сопоставляя личностные особенности данного человека с требованиями конкретной деятельности, мы можем прогнозировать его возможности в ней.

Стремление к достижению цели. В процессе жизни у человека формируется отношение к обществу, к самому себе, к своей деятельности. Одной из сторон этого отношения является стремление добиваться успеха в любом виде деятельности, будь то работа, служба или спорт. Предполагается, что эта черта является одним из средств самоутверждения. Закрепляясь, стремление к успеху становится свойством личности, побуждающим активность при решении возникающих задач.

Стремление к достижению цели будет не иллюзорным, не мечтательным, когда человек с полной ясностью видит пути ее достижения и, оценивая трудности на пути к цели, испытывает готовность к их преодолению. Люди, ставящие перед собой высокие цели, чаще добиваются успеха.

Постановка ограниченных целей, хотя и более реальных и близких, но не требующих для своего достижения чрезвычайных усилий, обладает менее сильным побуждающим воздействием.

Тревожность. Человеку свойственно испытывать страх или беспокойство в различных ситуациях. Склонность к возникновению этого состояния может проявляться в большинстве жизненных ситуаций, являясь чертой личности данного человека. Состояние тревожности характеризуется переживаниями напряженности, беспокойства, озабоченности.

Как свойство личности тревожность является основой возникновения тревоги, возникающей в каждом отдельном случае под влиянием обстоятельств, воспринимаемых как угроза личности.

Уровень тревожности, оказывающий положительное или отрицательное влияние на успех деятельности, связан с отношением человека к успеху и неудаче, а также с его общей потребностью в достижении.

Оптимальный уровень состояния тревоги способствует мобилизации организма на достижение поставленной цели.

Агрессивность — это личностная черта, проявляющаяся только в критических ситуациях деятельности. Склонность к агрессивности и связанные с ней переживания существенно влияют на поведение.

По своему влиянию агрессивность является качеством противоположным тревожности.

Активация — способность к мобилизации своих духовных и физических сил в критические моменты. Активация возникает либо под воздействием возникшей ситуации, либо как результат собственной оценки предстоящей деятельности и связанных с ней напряжений.

Вопросы психорегуляции

Основным средством воспитания психологических качеств остается практика преодоления трудностей, специфических для выполняемой деятельности. Различные методы регуляции психического состояния являются вспомогательными, хотя и достаточно эффективными приемами. Владение психорегуляцией имеет такое же первостепенное значение, как и все другие стороны подготовки.

Побеждает обычно тот, кто сумел лучше мобилизовать себя, выполнить все действия в условиях оптимального психического состояния, позволяющего наиболее полно реализовать умения и навыки, сформированные в тренировочной работе.

Владение психорегуляцией становится самостоятельной и важной стороной подготовки.

Основными, доступными нам методами регуляции психических состояний являются:

— рациональная психотерапия;

— внушение в состоянии бодрствования;

— внушение в состоянии сна;

— самовнушение;

— аутогенная психорегулирующая тренировка.

В основе этих методических приемов лежит воздействие слова и образных представлений, символом которых оно является, на протекание психических и физиологических процессов.

Методиками психорегуляции может решаться широкий круг практических задач подготовки, включающий:

— повышение сознания и четкости представлений осваиваемых действий;

— тренировка устойчивости внимания, сосредоточенного на процессах деятельности;

— создание психологических установок на уровень требований к качественной стороне выполняемой деятельности, на уровень усилий, которые необходимо проявлять, на контроль объектов, обычно выпадающих из сферы внимания;

— подавление отрицательных эмоциональных переживаний;

— снижение уровня или подавление состояния тревоги;

— устранение навязчивых мыслей, воспоминаний;

— снятие психических травм, возникших в прошлом опыте;

— устранение психологических барьеров;

— укрепление мотивов достижения;

— создание нейтрального отношения к событиям и явлениям, могущим оказать раздражающее влияние.

Практически почти каждая из этих задач может решаться одним из перечисленных методов. Однако одни проблемы решаются более успешно одними, а другие — другими формами воздействия. Некоторые проблемы эффективно могут быть решены только методами внушения.

Рациональная психотерапия. Воздействие на психику методами убеждений и разъяснении; логическим обоснованием доказательств; показом того, что возникшие психологические трудности, основываются на ошибочных представлениях, неправильных восприятиях и оценках. Для этого необходимо изменить свое отношение к раздражающим факторам, и все придет к норме.

Построение беседы должно основываться на знании причин, вызвавших нежелательное состояние, и педагогических приемов, позволяющих устранить их влияние.

В беседе необходимо объяснить, как научиться подавлять мешающее волнение, предотвращать его возникновение, настраивать себя на смелую, решительную и в то же время аккуратную и внимательную работу.

По мере возрастания доверительного характера проводимых бесед следует дать обучаемому высказаться в полной мере. После этого можно указать ему на ошибочные мысли и заблуждения, тактично покритиковать их. Одновременно подчеркнуть его положительные качества и сильные стороны. Аргументы должны быть ясные, формулировки простые и доходчивые. Нужно избегать сложных научных терминов.

Внушение (суггесттерапия). Одна из форм психического воздействия одного человека на другого, характеризующаяся некритическим усвоением последним внушаемых представлений, мыслей, чувств, желаний и поступков, Суггесттерапия применяется в основном в медицине и дает хорошие результаты в лечении функциональных расстройств нервной системы. Ее методы могут успешно применяться в случаях, связанных с перенапряжением нервной системы, в создании и укреплении различного рода психологических установок. Суггесттерапия может осуществляться как в состоянии бодрствования, так и в состоянии сна, точнее сноподобного состояния — гипнотического сна.

Внушение в состоянии бодрствования. Методика проведения: помещение в глубине здания, относительно изолированное от внешнего шума. На полу — дорожка, заглушающая шаги врача (психолога). Освещение приглушенное, затененное. Занимающиеся располагаются в удобных креслах или ложатся на кушетку. Перед началом сеанса дается пять - десять минут на адаптацию к обстановке. Следует устроиться поудобнее. Расслабить мускулатуру, закрыть глаза. По возможности отбросить посторонние мысли, сосредоточиться на выслушивании лечебных формул врача. Внимание обращается на то, что по мере проведения сеанса занимающихся начнет охватывать легкая приятная дремота. Этому не следует мешать, сопротивляться. Мягко, но повелительно звучит голос врача: «Расслабьте мускулатуру вашего тела. Дышите спокойно, глубоко. В этом состоянии покоя и отдыха вы будете хорошо воспринимать мои слова, все мои внушения. С каждым последующим сеансом вам будет приятнее находиться здесь, чувствовать состояние расслабления, полного отдыха. Все лучше и лучше вы будете воспринимать в своем сознании все мои формулы и внушения».

Затем врач начинает произносить специально составленные формулы внушения. Речь его может быть негромкой, но обязательно эмоциональной, выразительной, иметь повелительную интонацию.

Большая или меньшая склонность отдельных лиц подчиняться и изменять свое поведение не на основании логических доводов, а по одному лишь требованию, исходящему от внушающего лица, определяет их внушаемость, что является нормальным свойством личности.

Степень внушаемости и успешность внушения у каждого человека не бывают постоянными. Они зависят от ряда факторов, к которым относятся:

состояние возбуждения; тип нервной системы; состояние утомления; длительное воздействие отрицательных эмоциональных астенических состояний;

смысловое содержание внушаемых представлений; авторитет внушающего лица, выразительность его речи, построенная в утвердительной и повелительной формах. Восприятию внушающих воздействий способствует состояние сонного торможения.

С психологической стороны внушение характеризуется: сужением сознания гипнотизируемого, сосредоточением его только на гипнотизирующем и его словах; более или менее полной утратой личной инициативы, повышенной зависимостью мыслей, реакций и действий от гипнотизирующего.

Внушающее воздействие может иметь форму прямого или косвенного внушения. Прямое — непосредственное воздействие самой речи, имеющей определенную смысловую значимость и утверждение. Реализация внушаемого при этом происходит немедленно. По своему содержанию прямое словесное внушение может быть простым и коротким: «Спать!», «Отдыхать!», «Проснуться!, либо более или менее сложным и логически обоснованным. Например, если необходимо внушить изменение отношения к тем или иным условиям, направление будущих поступков.

При косвенном внушении реализация внушаемого связывается с тем или иным предметом или условиями, при посредстве которых они и должны реализовываться.

Косвенное внушение с успехом может быть применено в состоянии бодрствования, оно обладает большей силой внушающего воздействия, чем прямое.

Внушение в состоянии гипнотического сна. Проводить внушения в состоянии гипнотического сна разрешается только врачу. В этом состоянии возникает повышенная внушаемость, воспринятые внушения закрепляются более глубоко и сохраняются длительно.

Есть лица, которые боятся гипноза или предубеждены против него. Для них эта методика не подходит. Другие обладают высокой внушаемостью в состоянии бодрствования, но плохо впадают в гипнотический сон.

Особенностью гипнотического сна является функциональная расчлененность корковых систем с частичным разделением на бодрствующие и сонные зоны. Это позволяет сохранять постоянный контакт между врачом и уснувшим (явление раппорта) и реализовать словесные внушения.

Суггесттерапия обладает большими возможностями. Многие вопросы, особенно связанные с проблемами стресса, могут успешно решаться ее методами. В частности, случаи психических травм, психологических барьеров, повышения эмоциональной устойчивости, создания и укрепления различных установок.

Самовнушение — внушающее воздействие на психику человека, исходящее не со стороны, а от самого себя. Хорошие результаты дает применение словесно-образных формул самовнушения.

Формулы разрабатываются для каждого обучаемого, а иногда и для каждой ситуации индивидуально. При составлении их исходят из конкретно поставленной задачи: что нужно устранить, изменить, усилить. Формулы произносятся многократно, от своего имени, в утвердительной форме, в настоящем времени. Произносить их рекомендуется вечером перед засыпанием, лежа в постели с закрытыми глазами. Лучше, если повторение их сопровождается мысленным представлением внушаемых действий и состояний. Утром, проснувшись, следует вновь повторить их.

Аутогенная психорегулирующая тренировка. Между мышечной системой и эмоциональным состоянием существует прямая зависимость. Отрицательные эмоции вызывают значительные мышечные напряжения. При гневе, страхе, значительном волнении возникает стесненное дыхание, сдавленный голос. При положительных эмоциях наблюдается расслабление мышц, наступает состояние покоя тела. В состоянии мышечного расслабления возрастает способность человека управлять путем самовнушения теми процессами в организме, которые в других условиях не поддаются волевой регуляции.

Современной психиатрией разработаны методы целенаправленного самовнушения, позволяющие человеку приводить свой организм в состояние полного расслабления (релаксации), во время которого он влияет на свою вегетативно-сосудистую систему и психическое состояние.

Аутогенная (идущая от самого себя) тренировка требует систематических упражнений. Курс подготовки занимает несколько месяцев. Обучение предусматривает волевое предварительное расслабление мышц с последующим самовнушением специально разработанных словесных формул.

Успешность владения психорегуляцией в значительной степени зависит от отношения самого обучаемого к этой тренировке, его убеждения в высокой эффективности методики и необходимости овладения ею.

Все рассмотренные методики сводятся к способности создавать и поддерживать оптимальное психическое состояние в различных меняющихся условиях.

Важно уметь ориентироваться в возможностях и целесообразности применения существующих методик психорегуляции в каждом конкретном случае подготовки. Иногда обучаемому бывает трудно воспринимать психорегулирующие внушения, его психика не поддается их влиянию. В таких случаях два-три сеанса суггесттерапии, проведенные в состоянии бодрствования, помогают психике лучше воспринять формулы самовнушения.

Критерии и нормативы для индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений

В основе определения индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений в различных ситуациях служебно-боевой деятельности, должны лежать основания и порядок применения и использования оружия, предусмотренные Законом «О милиции». Содержание критериев индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальный подразделений должно включать упражнения или вводные, моделирующие реальную деятельность.

Результативность действий сотрудников специальных подразделений определяется, прежде всего, уровнем его обученности, его психологическим состоянием в экстремальной ситуации. С учетом этого, ведущими задачами являются разработка нормативов для оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений, достижение высокого уровня подготовленности сотрудников в рассматриваемом классе действий.

При оценке огневой подготовленности сотрудника специальных подразделений, основополагающими критериями являются:

— умение быстро ориентироваться в сложной и динамично меняющейся обстановке;

— степень развития способностей, состояние здоровья, физических, деловых, морально-психологических и психофизиологических качеств;

— знание материальной части оружия специальных подразделений;

— умение сотрудника в совершенстве владеть оружием, находящимся на вооружении в специальных подразделении и устранение неисправностей;

— знание основ и правил стрельбы, возможностей оружия и порядка его применения;

— знание огневой тактики специальных подразделений;

— умение в ограниченное время с различных положений, дистанций поражать цель с первого выстрела (очереди);

— умение ведения снайперского огня на максимальную дальность;

— знание огневой тактики снайпера при проведении боевой стрельбы;

— умение расчетов АГС-17 вести прицельный огонь и огонь по площадям;

— умение наводчиков-операторов прицельно вести стрельбу из штатного оружия;

— умение ведения огня из стрелкового оружия с правой, с левой, с двух рук.

Исходя из вышеизложенных критериев индивидуальной оценки огневой подготовленности сотрудников специальных подразделений, целесообразно использовать следующие нормативы. В связи со скорострельностью и динамичностью огневого контакта изготовка к стрельбе из различных поло-

жений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) требует более жестких временных рамок, чем это предусмотрено нормативами (Курс стрельб приказ № 524). Используя опыт подготовки бойцов Воронежского ОМОН и СОБР. целесообразно определить следующие временные показатели:

Автомат « "отлично" "хорошо"  "удовлетворительно"
С стоя  5 секунд  6 секунд   8 секунд
C колена  6 секунд  7 секунд  9 секунд
Лёжа 7 секунд 8 секунд 10 секунд

С СВД  "отлично" « "хорошо" « "удовлетворительно"
Стоя 14 секунд 15 секунд 18 секунд
С колена 15 секунд 16 секунд 19 секунд
Лёжа 16 секунд 17 секунд 20 секунд

Пистолет "отлично" "хорошо" "удовлетворительно"
Стоя 5 секунд 6 секунд 8 секунд
С колена 6 секунд 7 секунд 9 секунд
Лёжа 7 секунд 8 секунд 10 секунд

При проведении специальных операций к сотруднику предъявляются более жесткие требования к знаниям материальной части оружия.

Данные требования обусловлены тем, что, при возникновении задержек при стрельбе, время на устранение неисправностей ограничено.

Целесообразно использовать для тренировки сотрудников специальных подразделений следующие нормативы.

Категория: Огневая подготовка | Добавил: rgspn (29.10.2008)
Просмотров: 1406 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz