Меню сайта
Категории каталога
Разведка [11]
Тактика-Город [10]
Тактика-Лес [22]
Огневая подготовка [7]
Рекомендовано к прочтению [0]
Материальная часть [0]
Экипировка [0]
Истории из реальной жизни [0]
Физическая и психофизическая п-ки [15]
Мед. подготовка [9]
Альпинизм и горная подготовки [16]
Выживание [14]
Топография и ориентирование [10]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 568
Главная » Статьи » Альпинизм и горная подготовки

Переправы вброд через водные преграды (Ч.1)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСЛОЖНЫХ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Переправа колонной
Переправа кругом (таджикским способом)
 
ПРЕОДОЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ
Осмотр местности
Скорость течения
Определение ширины реки.
 
НАВЕДЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ПЕРИЛ
Заброс веревки
Подготовка к переправе первых участников
Переправа с шестом
Переправа двойкой
Переправа шеренгой
Закрепление перил
За камни
За деревья
За кусты
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРАХОВКА
 
ПЕРЕПРАВА ГРУППЫ ВБРОД ПО ПЕРИЛАМ
Очередность переправы
Техника переправы по перилам
Переправа последнего участника
АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ ПРИ ПЕРЕПРАВАХ
 

ОСОБЕННОСТИ ГОРНЫХ РЕК
Особенности рек в горных районах и предгорьях страны обус­ловлены в первую очередь источниками их питания. Это оказы­вает влияние на следующие характеристики реки.

 

Резкие сезонные и суточные колебания уровня воды.
Зимой уровень воды в горных реках резко снижается, скорость течения падает, а участки поверхности реки с наиболее спокойным дви­жением воды замерзают. Летом в верховьях реки наибольший уровень воды наблюдается в самые жаркие месяцы — июле и августе. Для горных рек характерно и суточное изменение уров­ня воды, которое летом, в жаркие солнечные дни может превы­сить в верховьях 50 см. Вода в реке начинает прибывать после восхода солнца и достигает максимума в начале второй половины дня—в 15—16 ч. Чем ближе к зоне таяния снежников и ледников, тем раньше поднимается уровень воды. Для средней части тече­ния реки, т. е. далеко от источников ее питания, максимальный уровень воды наблюдается с 16—17 ч и до самой темноты. Но уже в позднее вечернее время, а тем более ночью, когда процесс таяния снега и льда в горах резко сокращается из-за понижения температуры воздуха, уровень воды начинает снижаться, достигая минимального значения к началу рассвета. Поэтому наибо­лее целесообразное время для переправы вброд — утренние ча­сы — с 5 до 9 часов.

В период пасмурной прохладной и без осадков погоды уро­вень воды изменяется незначительно, почти не отличаясь от мак­симального суточного значения.

Во время дождей или теплых ветров (фенов) уровень воды изменяется очень резко, независимо от времени суток. Продол­жительные ливневые дожди приводят даже к паводкам, в резуль­тате которых могут быть снесены временные мосты и кладки.

 

Изменение мощности потока.
В верховьях реки сила потока, а также глубина русла относительно невелики. В русле реки, как правило, много крупных камней. В утренние часы они закрыты водой не полностью. Все это позволяет достаточно легко органи­зовать переправу вброд или над водой по камням.

В средней части течения сила потока значительно возрастает за счет стока в основное русло реки горных ручьев с окружающих долину хребтов. Сильное течение увлекает вниз по долине даже большие камни; над водой возвышаются только наиболее круп­ные из них. Возможность переправы вброд, а также по камням здесь значительно сокращается, целесообразны лишь перепра­вы над водой.

В нижней части течения реки в связи с дальнейшим увели­чением ширины и глубины русла и некоторым снижением ско­рости потока рекомендуется организовывать переправы по воде:

на плотах, лодках, с помощью надувных средств (при скорости течения не выше 2,5 м/с).

Сильный поток, помимо непосредственного воздействия на переправляющегося вброд туриста (о чем будет сказано ниже), оказывает влияние и на устойчивость камней. Достаточно неболь­шого дополнительного движения со стороны туриста: опоры, уда­ра ногой при переправе вброд, прыжка при переправе над водой, чтобы неустойчиво лежащие камни пришли в движение. Но не только сам движущийся камень может сбить туриста с ног, при­давить или заклинить его ногу. Попытка избежать встречи с дви­жущимся камнем приводит к потере равновесия, а быстрое тече­ние тут же сбивает туриста с ног. Упавший в воду турист, несмот­ря на страховку, может получить травму в результате ударов о камни при неуправляемом движении в бурном потоке.

 

Отсутствие видимости характера дна реки.
Если у значитель­ного количества рек Кавказа, Алтая и Центрального Тянь-Шаня в обычных условиях при глубине потока 50—60 см прозрачность воды позволяет рассмотреть характер дна, то у горных рек Па­мира, Северного и Западного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Фанских гор из-за наличия в воде мельчайших взвешенных частиц почвы и легкоразмываемых пород дно не просматривается даже на незначительной глубине. В периоды дождей, а также весной во время сильного таяния снега на склонах окружающих доли­ну реки хребтов, схода к реке грунтовых лавин такое явление характерно для всех рек горных районов и предгорий.

Когда дна реки не видно, турист, выбирая опоры для очеред­ного шага, должен буквально прощупывать ногой каждый ка­мень, расположенный по линии движения. Окончательно масса тела на эту ногу переносится только после опробования выбран­ной опоры на прочность и возможность упора, выдерживающего поток воды.

 

Низкая температура воды.
Время допустимого пребывания человека в холодной воде зависит от степени погружения тела и, в некоторой степени, от закалки организма. Так, при погружении по колено в воду, имеющую температуру плюс 5°С, это время не должно превышать 12—15 мин. Но в верховьях горной реки вбли­зи зоны таяния снежников и льда температура воды нередко па­дает до плюс 2°С. Даже непродолжительное пребывание в такой воде рассеивает внимание туриста, заставляет, вопреки элемен­тарным требованиям обеспечения безопасности, двигаться ско­рее, не уделяя должного внимания страховке.

Во время сложной переправы вброд через широкую водную преграду в условиях длительного пребывания в воде следует из­бегать резких движений, так как эластичность связочно-сумочного аппарата ног при охлаждении резко снижается, возможность травматизма возрастает. В том числе и по этой причине достаточ­но сложные переправы необходимо совершать не только в обу­ви, но и в носках.

На характер горных рек существенное влияние оказывает рельеф дна долины.

 

Каменистое, неровное дно

придает движению воды турбулент­ный (беспорядочный) характер, способствующий некоторому снижению общей скорости потока. Вместе с тем, большие камни разбивают поток на отдельные струйные течения, скорость дви­жения которых может превысить максимальную скорость тече­ния неразветвленной части потока.

 

Крутые берега
затрудняют спуск к воде и подъем на проти­воположный берег переправляющегося, натяжение на нужной высоте над поверхностью потока перил для переправы осталь­ных участников.

 

Скорость движения потока

из-за того, что дно горной долины, особенно в верховьях, имеет значительный перепад высот, может достигать 6—7 м/с. На отдельных участках (в теснинах или кань­онах), а также на отвесах, где поток превращается в водопад, скорость движения воды еще выше.

Неровное, каменистое и непроглядываемое дно, низкая тем­пература воды, движение, камней по дну реки, крутое берега, шум воды рассеивают внимание переправляющегося, не дают воз­можности руководителю корректировать передвижение туриста. Внимание туриста отвлекает и мелькание на солнце водных струй и бурунов. Мелькание вызывает даже у некоторых участ­ников головокружение и потерю ориентировки. Все это серьезно осложняет туристам преодоление серьезной водной преграды.

Но самая главная сложность и опасность при переправе вброд — сила воздействия потока, определяемая рядом факто­ров, важнейшими из которых являются скорость течения и глу­бина реки (рис. 1).

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ, М/С

Рис. 1. Зависимость силы воздействия потока на туриста от скорости течения воды и глубины погружения человека

1 — глубина погружения до колена; 2 — до паха;

3 — до пояса

При переправе вброд в верховьях горной реки сила воздей­ствия потока на туриста имеет следующие величины (табл. 1).

Величина силы потока, способного сбить человека с ног, должна быть больше или равна силе трения ног туриста о дно реки. На силу трения влияют масса человека, сила сцепления подошв с дном реки. Эта сила в свою очередь зависит от того — босиком турист или в обуви, какая подошва: обычная гладкая, профилированная или отриконенная), от по­ложения ступней ног, величины и расположения камней, харак­тера их поверхности (ровные, скользкие и т. д.). К уменьшению силы трения, начиная с глубины переправы порядка 0,8—1,0 м, приводит и уменьшение массы тела человека. Так, в момент погружения до пояса масса человека средней комплекции умень­шается примерно на 40 кг.

На силу воздействия потока оказывают влияние и габариты той части тела человека, которая погружена в воду. В этом слу­чае имеют значение комплекция туриста, его положение по отно­шению к потоку, вид одежды (облегающая и нет), погружается дно рюкзака в воду или нет и т. д. С учетом перечисленных мо­ментов получены следующие экспериментальные данные о силе воздействия потока (в кгс) на человека (масса 70 кг, глубина погружения до паха), при которой величина трения уменьшается до нуля, т. е. человека начинает сносить (табл. 2).
Область значений силы потока, при которой возможна орга­низация переправы вброд в зависимости от глубины реки и ско­рости течения потока, показана на рис. 2.
СКОРОСТЬТЕЧЕНИЯ, М/С,

Рис. 2. Степень опасности переправы вброд в зависимости от скорости течения, характера дна реки, обуви и других факторов (при глубине погружения туриста до паха)

Однако туристы не должны рассчитывать на максимальные нагрузки, которые человек может выдержать в обычных услови­ях. Неровное дно, характер уклона поверхности камня, на кото­рый опирается турист, скользкие или непрочно лежащие кам­ни, резкое изменение скорости течения воды при переправе вброд вблизи скопления больших камней, рывок провисшей (провиса­ющей) страховочной веревки в момент касания ею поверхности воды, возможный удар камнем, который сильный поток тащит за собой по дну реки, наконец, низкая температура воды — все это может привести к потере устойчивости, в результате чего турист будет сбит с ног, даже при средних нагрузках.

У каждого туриста имеются свои данные (рост, масса, сила и опыт), определяющие его индивидуальную «проходимость» водной преграды. Тем не менее, подготовка к сложной перепра­ве и сама переправа вброд требуют от туристов серьезного отно­шения.

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСЛОЖНЫХ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
На несложных участках реки, где скорость течения невелика — до 2,0 м/с, глубина потока не выше колена, ширина не более 25 м, дно песчаное или каменистое (мелкие камни), просматри­ваемое, пологое, а тем более, когда к месту переправы подходит хорошо набитая тропа (не путать со звериной тропой к месту водопоя), переправу группы вброд рекомендуется организовывать без веревочной страховки. Сюда относятся переправы вброд ко­лонной или кругом, при которых одновременно двигается вся группа или значительная ее часть.

Разведка пути осуществляется первыми участниками в ходе самой переправы. Однако предварительно руководитель группы должен убедиться, что в случае неожиданной потери устойчивос­ти одним из туристов и падения его в воду, он не будет тут же снесен потоком, что сила воздействия потока невелика и позво­лит упавшему туристу самому быстро восстановить свое положе­ние в колонне. В случае, если вблизи от места переправы ниже по течению имеется опасное место (резкое сужение потока, в ре­зультате чего скорость его течения значительно возрастает, кру­той слив или водопад), то место переправы следует перенести на 30— 40 м выше по течению. Это позволит своевременно, до пос­тепенного сноса упавшего в опасную зону, оказать ему необхо­димую помощь, даже если последний, находясь в шоковом состоя­нии, не предпримет никаких усилий для самостоятельного выхода из создавшейся ситуации.

 

Переправа колонной.
Простые участки реки группа преодо­левает с хода, предварительно перестроив походную колонну: руководитель должен находиться во главе, слабые участники по одному равномерно распределяются среди сильных. Замыкает колонну один из наиболее сильных и опытных участников.

Движение осуществляется по намеченной линии переправы. Для несложных участков реки это делают по кратчайшей линии, соединяющей оба берега. Группа идет боком к направлению те­чения. Интервал между участниками не должен превышать 1,5 м, что позволит тут же оказать помощь потерявшему равновесие, но и не быть слишком маленьким, иначе турист из-за рюкзака впереди идущего в недостаточной мере будет видеть дно реки.

Разговоры участников во время переправы категорически запрещены. Они рассеивают внимание туристов, заставляют их обо­рачиваться к говорящему, что может привести к падению одного из участников группы.

Выйдя на противоположный берег первым, руководитель по­хода тут же выбирает место для наблюдения за ходом переправы остальных участников (как правило, ниже по течению).

Так как в начале переправы руководитель идет впереди, осу­ществляя разведку и выбор дальнейшего пути, он не имеет воз­можности наблюдать за движением туристов. Поэтому при паде­нии в воду кого-либо из участников следующий за ним обязан не только сразу оказать помощь упавшему, но и громким криком оповестить руководителя и всю группу.

Если в процессе движения через водную преграду руководи­тель ощущает усложнение переправы из-за некоторого увеличе­ния глубины реки или появления зоны относительно крупных и скользких камней, возникает сомнение в безопасности движения людей без взаимной поддержки, то он должен остановить группу и дать команду о том, чтобы туристы сократили интервал между собой до 70—80 см, повернулись лицом (вверх по течению) и обхватили друг друга за плечи (за лямки рюкзаков в верхней части). Осуществляя дальнейшее движение, туристы должны переставлять ноги средними шагами; развернуть ступни вдоль линии переправы (приставной шаг не использовать, ноги из воды не поднимать), а корпус — в полоборота вверх к тече­нию. В случае возможной потери равновесия турист сможет опереться на плечи своих товарищей и устоять.

 

Переправа кругом (таджикским способом)
организуется на безопасных участках реки, где глубина не выше колена, а ско­рость потока большая (до 4 м/с), что требует коллективных усилий туристов. Организовать здесь веревочную страховку из-за кругового движения группы невозможно.

Для переправы туристы разбиваются на подгруппы по 5—6 че­ловек. Слабые и сильные распределяются равномерно по подгруп­пам. Внутри подгруппы слабые и сильные чередуются через одно­го. Ни в коем случае нельзя допускать расстановки 2—3 слабых участников подряд.

Начиная переправу, туристы, положив руки на плечи друг другу и крепко взявшись за лямки рюкзаков соседей, образуют круг, который, медленно вращаясь (как хоровод), передвигается в сторону противоположного берега. Поток с одинаковой силой воздействует на каждого участника, независимо от того, ниже или выше по течению он находится. Однако сама техника выполнения переправы кругом предусматривает неравномерность нагрузок, приходящихся на туристов в зависимости от конкретного места расположения того или иного участника в круге. С тем, чтобы об­легчить эти нагрузки, от туристов требуются коллективные дейст­вия, заключающиеся в следующем:

все участники, упираясь друг в друга плечами, занимают наклонное к центру положение, отводя ноги несколько назад от центра круга.

Это увеличивает устойчивость всей группы в целом;

наибольшие усилия приходится применять участникам, нахо­дящимся ближе к противоположному берегу (в восходящей по­ловине круга). Им, чтобы сохранить общее направление перепра­вы, нужно совершать не только поступательное движение вперед к противоположному берегу, но и подниматься против течения (рис. 3). Чтобы им помочь, все участники, кроме вышерасполо­женного, наклоняют корпус в сторону вращения, подпирая рукой впереди идущего.

Рис. 3. Схема движения туристов при переправе кругом:

1 — направление линии перепра­вы; 2 — направление вращения круга; А и Б — последовательные фазы движения круга и самих

туристов в круге

Передвигаться следует не торопясь, лучше небольшими прис­тавными шагами. При крупнокаменистом характере дна реки за­носить ногу за ногу не рекомендуется, так как это может повлечь потерю равновесия.

Переправа кругом занимает самое большое время по срав­нению с другими способами переправ вброд через одинаковые участки реки. Поэтому, чтобы избежать переохлаждения ног, необходимо надевать не только обувь, но и носки.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Подготовка маршрута предстоящего путешествия по горной местности или в предгорьях иногда сводится, в основном, только к изучению перевалов. О переправах через горные реки группа в подобных случаях имеет слабое представление. В то же время поиск места переправы и связанные с ним переходы по 10—15 км вдоль реки по скальным прижимам и разведка — все это по сво­ей сложности и опасности не уступает преодолению перевала.

Преодоление серьезной водной преграды требует от группы в процессе подготовки к походу сбора необходимых данных: озна­комления со схемами и фотографиями данной переправы (по от­четам предыдущих групп), выбора непосредственно на местности места предстоящей переправы, проведения предварительной его разведки, переправы первых участников, организации страховки остальных участников похода, а затем и самой их переправы. Ана­лизируя полученные сведения, следует учесть, что нельзя полнос­тью доверяться материалам, имеющим многолетнюю давность. Это объясняется одной из особенностей горных рек — изменени­ем рельефа дна реки и самого русла в периоды паводков.

При наличии в отчете подробного описания места и выб­ранного группой способа переправы вброд, четкой схемы, фотоснимков района переправы и характерных, расположен­ных вблизи места переправы ориентиров, нельзя упускать из вида сложность четкого указания в отчете места нахождения переправы вброд (особенно в среднем и нижнем течении реки) в связи с однотипностью характера долины реки и малым ко­личеством постоянных, ярко выраженных ориентиров. Такая од­нотипность затрудняет четкую привязку места переправы к местности. Ошибка при поиске описанного места переправы да­же на 20—30 м может достаточно резко изменить характер са­мой переправы.

Во всех случаях целесообразно при движении группы вверх по течению реки справляться у местных жителей (особенно само­го верхнего поселения) о мостах, бродах и кладках, имеющихся в верховьях данной реки. Если мосты и кладки есть, а их рас­положение и наличие троп не вызовут серьезного изменения ут­вержденной трассы маршрута, туристские группы могут ими вос­пользоваться. Большую помощь туристам окажут и сведения о бродах, которыми пользуются местные жители (уточнить, как они переправляются: пешком или на лошадях). Благодаря получен­ным сведениям туристы смогут быстрее и точнее выбрать место переправы.

Организацию переправы через сложную водную преграду группе следует начинать с разведки возможностей заброски пе­рильной веревки или трассы движения первых участников. Про­водить указанные действия группа должна, располагая доста­точным запасом времени. Так как наилучшее время для переправы — утренние часы, то все подготовительные работы должны быть закончены в предыдущий день до наступления темноты. Составляя график движения предстоящего похода, рекомендуется предусмотреть подход группы к месту переправы задолго до ве­чера.

 

ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕПРАВЫ
 

Перед переправой вброд через сложные участки реки следу­ет осмотреть местность с целью выбора пригодного места; опреде­лить скорость, ширину и глубину реки.

 

Осмотр местности.
Переправляясь вброд, следует подыски­вать участок реки с минимальной по всему сечению скоростью течения, ровным дном с малым количеством крупных камней, возможно меньшей глубиной русла реки, небольшой кривизной берегов, наличием на противоположном берегу у воды крупных камней или деревьев для заброса и закрепления перильной ве­ревки.

Поскольку наибольшую опасность для туристов пред­ставляет сила потока, то необходимо выбрать место, где она минимальная. Желательно, чтобы глубина потока была наимень­шей при наибольшем (за счет увеличения ширины реки) попереч­ном его сечении. Такие относительно мелкие и спокойные участки встречаются в местах, где река разбивается на несколько рука­вов, или имеет наибольшую ширину; течение спокойное, без бу­рунов, что свидетельствует о сравнительно ровном характере дна; при столкновении двух потоков (например, ниже по течению сра­зу за крупным выступающим из воды камнем) скорость течения за счет их завихрения резко падает. Наличие отдельных остров­ков или отмелей позволит не только организовать промежуточ­ный отдых переправляющихся туристов, но и повысить эффективность разведки дальнейшего пути через реку за счет получе­ния во время отдыха тех или иных рекомендаций от ру­ководителя группы с учетом хода переправы через первый ру­кав реки.

В среднем и нижнем течениях хорошие возможности для пе­реправы вброд создают зоны перекатов, а в лесистых долинах из-за увеличения глубины русла реки они резко сокращаются.

Особое внимание руководитель группы должен обращать на выбор места для организации страховки, наблюдения и руко­водства переправой.

Не рекомендуется выбирать участок реки с крутыми берега­ми. Такие берега, возвышающиеся над водой более чем на 2 м, хотя и облегчают страховку первого туриста при переправе (не требуется большого натяжения страховочной веревки для того, чтобы она не касалась воды), но не позволяют обеспечить натя­жение перильной веревки горизонтально поверхности воды на уровне груди переправляющегося туриста, а это — главное.

Нельзя проводить переправы на участках берега, завален­ных вблизи воды крупными камнями, так как в случае сноса первого туриста при переправе с шестом страхующий должен иметь возможность быстро передвигаться вдоль этого берега. Перелезая через большие камни, страхующий не может с должным вниманием наблюдать за положением в воде сбитого потоком туриста. Более того, при рывке веревки он сам может упасть на камни и упустить страховочную веревку.

Не следует искать место для переправы и на участках изгиба русла реки. Здесь измерение скорости потока, если оно произведе­но туристами на середине реки, не будет соответствовать истинной величине. Это объясняется тем, что наиболее мощная часть пото­ка при изгибе русла смещается к дальнему от центра поворота берегу. Быстрое течение размывает этот берег, делает его крутым и труднодоступным. Поток углубляет русло вблизи крутого бере­га, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентра­ции здесь значительной массы воды. Понятно, что сила воздейст­вия потока на переправляющегося туриста также возрастает. Ес­ли крутой берег еще и высокий, то, как говорилось выше, здесь невозможно обеспечить нужное натяжение перильной веревки.

Желательно, чтобы исходный берег, имея хороший спуск к реке и площадку для нормального по высоте над уровнем потока закрепления веревки, возвышался над поверхностью реки на 1—1,5 м, что позволит уменьшить число случаев касания воды страховочной веревкой.

Скорость течения
определяют следующим образом- с отме­ченной на берегу точки в поток забрасывают легкий предмет — поплавок. Одновременно засекают время по минутной и секунд­ной стрелкам часов. По истечении 2—3 мин отмечают место на­хождения плывущего предмета и измеряют расстояние, которое он проплыл. Делением расстояния (в м) на время (в с) определяют скорость течения реки на данном участке.

Имеется и несколько другой способ. На исходном берегу вдоль течения реки устанавливают две вехи (два камня) на рас­стоянии 60 или 80 м. У дальней (нижней по течению) вехи стано­вится наблюдатель. В поток забрасывают предмет — поплавок и одновременно засекают время по секундной стрелке часов. В мо­мент прохождения поплавка у нижней вехи наблюдатель подает команду голосом или делает отмашку рукой. Это время сразу же засекают. Делением расстояния между створами на время полу­чают величину скорости течения. Туристы должны повторить нес­колько раз эти измерения, бросая желательно как можно более однотипные (одной конфигурации, массы и объема) предметы на разное расстояние от берега. Для получения более точных резу­льтатов желательно, чтобы забрасываемые предметы не были слишком громоздкими и не имели большой парусности. Итоги измерений не усреднять, брать только максимальное показание. Очень полезно заметить и запомнить примерное удаление от бе­рега места, где поток имеет максимальную скорость. Именно здесь при переправе первого туриста понадобится особое внима­ние как страхуемого, так и страхующих.

В среднем течении реки при установившемся струйном (ла­минарном) режиме скорость движения потока по ширине русла неодинакова. Так, она достигает наибольшей величины по оси потока и близка к нулю у берегов, т.е. имеет колоколообразную фор­му (рис. 4). В верховьях же за счет обилия крупных камней ха­рактер потока хаотический (турбулентный). Здесь частицы жид­кости оказываются как бы перемешанными между собой и поэто­му существенной разницы в величинах скоростей движения от­дельных участков потока не наблюдается.

ШИРИНА ПОТОКА, М

Рис. 4. Зависимость распределения скорости течения по ширине реки от режима потока:

1 — ламинарный режим; 2 — турбулентный режим

Распределение скоростей течения в вертикальном сечении по­тока имеет почти аналогичный характер. Изменение происходит лишь в верхней части потока в месте соприкосновения воды с ат­мосферой, которая как бы тормозит скорость течения верхних слоев воды (рис. 5). Однако при ветре, совпадающем с направле­нием течения реки, верхняя Часть кривой может быть выгнута да­же в сторону течения.

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ М/С

Рис. 5. Зависимость распределения скорости от глубины потока

 
 
Категория: Альпинизм и горная подготовки | Добавил: rgspn (03.11.2008)
Просмотров: 1484 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz